Расскажите, как музей может стать лучше? Ждем ваших предложений

Новости

НАТО.Хроники жестокости

 

Материалы выставки Музея современной истории России, посвящённой ключевым международным событиям в рамках военной деятельностью Североатлантического альянса от начала Холодной войны до наших дней

Статья и фото с сайта Музей НАТО https://natomuseum.com/nato_chronicle/#scroll-beginning

История

Современному миру военно-политический блок НАТО известен как один из самых агрессивных союзов в истории, без колебаний применяющий силу в своих интересах против государств в любой части света. Сегодня он объединяет в своих рядах 30 государств – США, Канаду, Турцию и большинство стран Европы.

После Второй мировой войны в условиях обострения отношений между двумя противоборствующими блоками – капиталистическим и социалистическим – 12 стран приняли решение объединиться для сдерживания влияния Советского Союза и создания системы коллективной безопасности.

На протяжении всей истории НАТО проводит политику расширения. Североатлантический альянс сформировал практику миссий «за пределами традиционной зоны ответственности», претендуя на лавры глобальной организации безопасности. С 1990-х гг. им развёрнута сеть партнёрств с третьими странами – в рамках программ военного содействия НАТО способствует переходу их вооружённых сил на западные организационные и технические стандарты.

Поворотным событием в отношениях России и Североатлантического альянса стала воздушная кампания НАТО в Югославии в 1999 г. Символом непринятия действий НАТО было решение премьер-министра России Е. М. Примакова отменить свой визит в США, буквально развернув самолёт над Атлантикой.

С 2000-х гг. наблюдается последовательное расширение военной инфраструктуры блока вблизи границ России. Первым шагом стали миссии воздушного патрулирования в странах Балтии. В 2016 г. были развёрнуты многонациональные батальонные группы в Латвии, Литве, Эстонии и Польше.

Выставка Музея современной истории России «‎НАТО. Хроника жестокости» предваряет большой мультимедийный просветительский проект по истории преступлений НАТО (1940 -2022), над которым совместно работают российские учёные, ведущие музеи, архивы, информационные агентства. В рамках настоящей выставки экспонируются материалы, свидетельствующие об участии НАТО в Балканских войнах в 1990-х гг., войнах в Ираке и Афганистане в 2000-х гг., конфликте в Сирии в 2010-х гг., а также о сотрудничестве НАТО и Украины в наши дни. Укрепление позиций НАТО на востоке остаётся главным вопросом в международных отношениях Российской Федерации и Организации Североатлантического договора в 2020-х гг.

Выставка подготовлена Государственным центральным музеем современной истории России (ГЦМСИР) совместно с Министерством обороны Российской Федерации, Центральным музеем Вооружённых Сил Российской Федерации, Российским историческим обществом (РИО), Московским государственным институтом международных отношений МИД Российской Федерации (МГИМО), Ассоциацией исторических парков «Россия – Моя история», ФГУП «Информационное телеграфное агентство России» (ТАСС) и ФГУП «МИА “Россия сегодня”».

ПРЕДЫСТОРИЯ

Западная политика сдерживания Советского Союза восходит к завершающему этапу Второй мировой войны. В августе 1945 г. Соединённые Штаты сбросили атомные бомбы на японские города Хиросиму и Нагасаки, что привело к гибели более 100 тыс. человек (по консервативным оценкам). Применение оружия массового уничтожения в конце уже фактически выигранной войны преследовало задачи психологического воздействия: оно было призвано в том числе продемонстрировать СССР мощь американских вооружений.

После окончания Второй мировой войны отношения между недавними союзниками деградировали. В феврале 1946 г. сотрудник американского посольства в Москве Джордж Кеннан направил в Вашингтон «Длинную телеграмму», заложившую основы политики США на десятилетия. Документ определял СССР как главного противника Соединённых Штатов Америки. Кеннан утверждал: «По сравнению с западным миром в целом Советский Союз гораздо слабее. Таким образом, его успех будет зависеть от степени сплочённости, целенаправленности и решительности, которую западный мир может ему противопоставить. И в нашей власти повлиять на этот фактор».

СОЗДАНИЕ НАТО

По мере обострения отношений с СССР в США и Западной Европе стали обсуждаться проекты военного блока. Позиция Соединённых Штатов был противоречивой: они стремились переложить бремя сдерживания Советского Союза на европейцев, но рассматривали сохранение контроля над их индустриальной базой как основу глобального доминирования. 4 апреля 1949 г. в Вашингтоне был подписан Североатлантический договор. Учредителями НАТО выступили Бельгия, Великобритания, Дания, Исландия, Италия, Канада, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, США, Франция.

Первый генеральный секретарь НАТО лорд Исмей ёмко описал цели альянса: «…держать русских вне Европы, американцев – в Европе, а немцев – под контролем Европы». Заинтересованность в ресурсах Западной Германии на случай столкновения с СССР побудила участников блока добиваться возрождения её военного потенциала. В 1955 г. ФРГ вошла в НАТО и начала воссоздавать вооружённые силы. Тем самым оказался подорван принцип демилитаризации Германии, зафиксированный Потсдамской конференцией антигитлеровской коалиции. Администрация Дуайта Эйзенхауэра на протяжении 1950-х гг. даже рассматривала сценарии предоставления ФРГ ядерного оружия.

АГРЕССИЯ США ПРОТИВ ВЬЕТНАМА

В 1964 г. США осуществили полномасштабное военное вмешательство в войну во Вьетнаме (1955–1975). Европейские члены блока НАТО вначале отказались принимать участие в этой войне, и, как позже отметил госсекретарь США Генри Киссинджер, «ни один союзник по НАТО не поддержал Соединённые Штаты даже политически».

Однако в последующем, в силу блоковой дисциплины, государства альянса вынуждены были поддержать США, и все четырнадцать государств – членов блока НАТО стали оказывать финансовую и материальную помощь США в своих учебных центрах. Они готовили специалистов для вооружённых сил Южного Вьетнама, при этом собственные воинские формирования для прямого участия в боевых действиях не отправили, ограничившись отправкой подразделений только для тылового обеспечения.

КРИЗИС ЕВРОРАКЕТ

Начало 1980-х гг. было отмечено сильнейшим обострением конфронтации между СССР и США. Напряжённость подстёгивало решение НАТО о размещении в Западной Европе (Бельгии, Великобритании, Италии, Нидерландах и ФРГ) американских баллистических ракет «Першинг-2» и крылатых ракет «Томагавк». Несмотря на масштабные протесты антивоенного движения, в 1983 г. они встали на боевое дежурство. Малое подлётное время их к военным и гражданским объектам на территории Советского Союза повышало риски обезоруживающего и обезглавливающего удара со стороны западного блока.

Комментируя действия НАТО, Генеральный секретарь ЦК КПСС Ю. В. Андропов отмечал: «В Вашингтоне и теперь хотели бы думать, что, развёртывая в Европе свои ракеты средней дальности и создавая тем самым дополнительно ядерную угрозу для социалистических стран, им удастся отвести от своего дома ответный удар. Что же касается безопасности западноевропейских союзников США, то она, похоже, интересует американских руководителей ровно настолько, насколько западноевропейцы смогут своими жизнями, своими городами уменьшить возмездие самим Соединённым Штатам, если бы Вашингтон поддался соблазну развязать ядерную войну в иллюзорной надежде выиграть её».

БАЛКАНСКИЕ ВОЙНЫ

Распад Социалистической Федеративной Республики Югославия сопровождался кровавыми конфликтами. Западные государства, особенно Германия, содействовали дестабилизации обстановки, в том числе поставками вооружений противостоящим сторонам. С 1992 г. НАТО установила бесполётную зону над территорией Боснии и Герцеговины, превратившейся в арену острых межэтнических столкновений. Блоком был предвзято истолкован мандат, полученный от ООН, а основная вина за конфликт возложена на сербскую сторону.

В 1994–1995 гг. НАТО перешла к бомбёжкам позиций сербов, обеспечив прямую поддержку хорватско-мусульманским силам. При этом Запад закрывал глаза, на совершаемые последними военные преступления. Кроме того, при попустительстве НАТО была реализована операция «Буря». Её результатом стало уничтожение самопровозглашённой Республики Сербская Краина, возникшей на территории Хорватии после её отделения от Югославии. Причём развёрнутая в стране миротворческая миссия фактически самоустранилась от конфликта. В результате этого 250 тыс. человек были вынуждены покинуть свои дома.

ПОЛИТИКА РАСШИРЕНИЯ

9 февраля 1990 г. в Москве Президент СССР М. С. Горбачёв принимал Государственного секретаря США Джеймса Бейкера. В ходе обсуждения вопроса объединения Германии американский дипломат пообещал, что «юрисдикция НАТО не продвинется ни на дюйм на восток». На следующий день схожие уверения высказал канцлер ФРГ Гельмут Коль. Тем не менее практически сразу же после распада Советского Союза началось обсуждение включения в члены НАТО государств Центральной и Восточной Европы.

В 1997 г. было принято решение о присоединении к альянсу Венгрии, Польши и Чехии, которые официально вошли в его состав через два года. В 2004 г. состоялось ещё более масштабное расширение, охватившее Болгарию, Латвию, Литву, Румынию, Словакию, Словению и Эстонию. В 2009 г. странами – участниками НАТО стали Албания и Хорватия. В 2017 г. к ним присоединилась Черногория, а в 2020 г. – Северная Македония. В апреле 2008 г. состоялся Бухарестский саммит НАТО. По его результатам было утверждено решение, что Украина и Грузия станут членами НАТО. При этом участники блока проигнорировали тот факт, что большинство населения Украины не поддерживало идею вступления в него.

БОМБАРДИРОВКИ ЮГОСЛАВИИ

С 1998 г. страны НАТО стали выступать в поддержку движения косовских албанцев, добивавшихся отделения от Югославии. Ранее США и их союзники квалифицировали его представителей как террористов. Попытка принудить Белград признать автономию Косово на переговорах в Рамбуйе оказалась безрезультатной.

В марте 1999 г. НАТО инициировала воздушную кампанию против Югославии. Наряду с декларируемой целью «остановки геноцида косовских албанцев» она была призвана добиться смещения президента страны Слободана Милошевича. В нарушение норм международного права военная сила применялась без санкции Совета Безопасности ООН.

Авиаудары длились 78 дней. За это время было совершено 38 тыс. боевых вылетов, свыше 10 тыс. из них – для нанесения бомбовых ударов. Несмотря на использование высокоточного вооружения, интенсивные бомбёжки нанесли незначительный урон югославской армии. Тогда авиация НАТО переориентировалась на разрушение социальной и экономической инфраструктуры, приведя страну к гуманитарной катастрофе. Кроме того, наносимые удары порождали и прямые потери среди мирного населения.

ЖЕРТВЫ БОМБАРДИРОВОК НАТО

При бомбардировках близ деревни Кориша пострадало более сотни албанских беженцев. 14 апреля был совершён удар по колонне албанских беженцев, погибли 64 человека. Беспримерным нарушением права дипломатических сношений стал удар по посольству Китайской Народной Республики в Белграде, погибли трое граждан КНР.

В целом, по данным сербской стороны, от бомбардировок НАТО погибли от 3,5 до 4 тыс. человек, ранения получили около 10 тыс., две трети из них – гражданские лица. Страна лишилась своей военно-промышленной инфраструктуры, свыше 1,5 тыс. населённых пунктов были разрушены, уничтожено или повреждено 40 тыс. жилых домов, 60 мостов, 30% всех школ, около 100 памятников.

ВОЙНЫ 2000-х гг.

Террористические атаки 11 сентября 2001 г. породили волну сочувствия Соединённым Штатам по всему миру. В поддержку операции против «Аль-Каиды» и движения «Талибан» в Афганистане выступила глобальная коалиция. Между тем США постарались воспользоваться международными симпатиями, безосновательно обвинив Ирак в связях с террористами и создании оружия массового уничтожения. Инициированное Вашингтоном вторжение не поддержала даже часть американских союзников, прежде всего Франция и Германия.

Вместе с тем противники войны в Ираке постарались смягчить накалившиеся разногласия содействием США в иных областях. Выражением таких усилий стало принятие НАТО руководства Международными силами содействия безопасности (МССБ) в Афганистане в 2003 г. Это положило начало самой длительной и масштабной «миссии» блока за всю его историю. На пике численность МССБ достигала 130 тыс. военнослужащих.

Несмотря на все усилия Запада, ему не удалось сформировать в Афганистане эффективную государственность, заложить основу социально-экономической стабильности, подавить вооружённое сопротивление. Летом 2021 г. США приняли единоличное решение о выводе своих войск. У НАТО не осталось другого выхода, кроме как последовать за ними. Поддержанное Западом правительство пало прежде, чем страну покинули последние американские солдаты. К власти в Кабуле вернулось движение «Талибан».

ЗАКАТ АРАБСКОЙ ВЕСНЫ

В марте 2011 г. на фоне разгоревшейся гражданской войны в Ливии Совет Безопасности ООН принял резолюцию № 1973, уполномочивавшую создание бесполётной зоны и принятие мер по защите гражданского населения. Страны – участники НАТО интерпретировали полученный мандат волюнтаристски. Серией последовавших операций они стали добиваться смены правящего режима. Благодаря содействию Запада, войска Переходного национального совета Ливии к осени того же года разгромили подконтрольные правительству силы и заняли столицу – Триполи.

Бывший лидер страны Муаммар Каддафи был зверски убит после пленения. Однако его устранение не привело к установлению стабильной власти. Несмотря на победные реляции НАТО, Ливия погрузилась в растущий хаос. Вооружённая борьба продолжается до сих пор. Более того, распад ливийской государственности стимулировал рост миграционных потоков из Африки через Средиземное море в Европейский союз. Ещё одним результатом войны в Ливии стало расползание в соседние страны накопленного вооружения, часть из которого попала в руки террористических организаций. В частности, в 2012 г. север Мали оказался под контролем местных отделений «Аль-Каиды».

СИРИЙСКИЙ КОНФЛИКТ

Стремительная экспансия группировки «Исламское государство» (ИГ) в Сирии и Ираке продемонстрировала международному сообществу масштаб террористической угрозы. Однако на пути создания единого фронта противодействия терроризму встали политические амбиции. В 2014 г. под патронажем США была сформирована коалиция для борьбы с ИГ, в которую вошло большинство американских союзников. Весной 2017 г. НАТО также вошла в её состав – уже после того, как это сделали все страны – участники блока.

В то же время западные страны не отказались от курса на смещение легитимной власти Сирийской Арабской Республики, что сделало невозможным их кооперацию с официальным Дамаском для противодействия террористам. Вместо этого США и их союзники продолжили поддерживать группировки вооружённой оппозиции. Участники ведомой Соединёнными Штатами коалиции действовали в воздушном пространстве и на территории Сирии без согласия национального правительства. Присутствие американских сил в стране мешает восстановлению национального единства и завершению гражданской войны.

ПРИНУЖДЕНИЕ К ВОЙНЕ

Североатлантический договор закрепляет формальное равенство стран – участников НАТО. Тем не менее с момента создания неоспоримо доминирование в ней Соединённых Штатов. Показательно, что именно Вашингтон выступал инициатором большинства военных операций блока. Пост главнокомандующего объединёнными вооружёнными силами НАТО в Европе неизменно занимает американский генерал. Более того, на США приходится около 70% всех военных затрат западного блока.

При этом Вашингтон последовательно добивается наращивания расходов на вооружённые силы от своих союзников. В последние пять лет они увеличивались в среднем на 20 млрд долл. США ежегодно (без учёта прироста военного бюджета США). Совокупные военные расходы всех стран – участников НАТО ещё в 2019 г. превысили 1 трлн долл. США.

Страны – участники НАТО согласились с требованием выделять не менее 2% ВВП на военные нужды. Из них не менее 20 % должно приходиться на закупки вооружения и военной техники. Причём основными поставщиками выступают представители американского военно-промышленного комплекса. Попытки приобретения вооружения у незападных стран наталкиваются на жёсткое противодействие Вашингтона, как это было в случае приобретения Турцией российских комплексов С-400.

ДЕЙСТВИЯ НАТО НА УКРАИНЕ

 После распада Советского Союза США и НАТО приступили к беззастенчивому освоению территории Украины как театра потенциальных военных действий. Регулярные совместные учения имеют явную антироссийскую направленность. Только в 2021 г. в них участвовало более 23 тыс. военнослужащих и свыше 1 тыс. единиц техники. Уже принят закон о допуске в 2022 г. подразделений вооружённых сил других государств на территорию Украины для участия во многонациональных учениях. Понятно, что речь идёт прежде всего о войсках НАТО. И в наступившем году запланировано было не менее десяти таких совместных манёвров.

Очевидно, что подобные мероприятия служат прикрытием для быстрого наращивания военной группировки НАТО на территории Украины. Тем более что модернизированная с помощью американцев сеть аэродромов – Борисполь, Ивано-Франковск, Чугуев, Одесса и др. – способна обеспечить переброску воинских частей в кратчайшие сроки.

Воздушное пространство Украины открыто для полётов стратегической и разведывательной авиации США, беспилотных летательных аппаратов, которые используются для наблюдения за территорией России. Построенный американцами центр морских операций в Очакове позволяет обеспечивать действия кораблей НАТО, включая применение ими высокоточного оружия против российского Черноморского флота и нашей инфраструктуры на всём Черноморском побережье. В своё время США намеревались создать подобные объекты и в Крыму, но крымчане и севастопольцы сорвали эти планы. Мы всегда будем помнить об этом.

НАТО И УКРАИНА СЕГОДНЯ

Основными вехами на пути интеграции Украины в альянс стало присоединение к Совету Североатлантического сотрудничества в 1991 г. и вхождение в программу «Партнёрство во имя мира» в 1994 г. В 2008 г. Киев подал заявку на получение плана действий по членству в НАТО.

Нахождение Украины в орбите антироссийского военного блока провоцировало общественное недовольство. В 2006 г. Феодосию охватили многотысячные митинги против очередных натовских учений “Sea Breeze”. Аналогичные протесты проходили и в других украинских городах. После государственного переворота в Киеве 2014 г. сотрудничество с Североатлантическим альянсом вышло на новый уровень. Курс на членство в НАТО был закреплён в конституции страны 2019 г., и уже в следующем году Украина получила статус «партнёра с расширенными возможностями».

В феврале 2022 г., выступая на Мюнхенской конференции по безопасности, президент В. А. Зеленский обозначил стремление Украины к возвращению ядерного статуса, что создало бы беспрецедентные риски для России. Проведение специальной военной операции российских вооружённых сил на территории Украины продемонстрировало наличие там военной инфраструктуры НАТО, тесную интеграцию альянса с украинскими вооружёнными силами и неонацистскими формированиями. Вместе с тем, несмотря на все заверения, данные Киеву, руководство НАТО предпочло наблюдать за развитием событий со стороны, принципиально отказываясь считать себя участником конфликта.