Расскажите, как музей может стать лучше? Ждем ваших предложений

Новости

Первые летописцы - патриоты

Сегодня мы расскажем о письменных источниках музейного фонда, которые содержат рукописные и печатные документы. Благодаря рукописным воспоминаниям о Мелеузе, сегодня мы знаем, как жили мелеузовцы чем «дышало» село в начале 20 века, а так же какие были социальные и культурные учреждения. А кто же были наши первые летописцы-патриоты, которые не дали стареть истории в забвении, и постарались увековечить факты без домыслов и выдумок?

Ценные воспоминания о жизни Мелеуза до революции, в 1978 году принес в музей, сторожил, крестьянин Николай Николаевич Гаврилов (умер в 1981 году). Он обладал даром сохранять предания, пере­ходящие из поколения в поколение, не только в памяти, но и в записках. У нас в России немало таких Гавриловых, которые, не имея специального образования, открываются вдруг как писатели. В целой тет­ради интересных повествований простым, народным языком он сумел рассказать о том нату­ральном крестьянском хозяйстве, в котором десятилетиями жили чуваши с первых дней пере­селения сюда, на берега речки Мелеуз. В 1985 году в газете «Путь Октября» вышла серия статей под названием «Записки из старой тетради» с воспоминаниями о Мелеузе Н.Гаврилова.

Воспоминание Гаврилова Н.Н. (рукопись) МИКМ ОФ 190/1
 
Первые летописцы- патриоты, изображение №2
 
Первые летописцы- патриоты, изображение №3
 
Первые летописцы- патриоты, изображение №4
 
Выдержки из воспоминаний Гаврилова Н.Н. о Мелеузе: « Белый пароход. Весной в 1929 году ( тогда еще колхозов не было) я боронил свой маленький участок земли на краю Уфимского тракта, мне хорошо видно было сверху вся Прибельская низменность и полноводная полоска реки Белой. Местами открытая водная ширь, местами, как через сетку, сквозь веток осокоря и зарослей. Я и не думал наблюдать за рекой Белой, был очень занят своими делами, но голос раздавшийся с низины похожий на гудок Поповой мельницы, заставил меня приостановиться, всмотреться в ту сторону, что за чудо я увидел? На Белой, на воде величиною с нашу церковь, такой же белою, стояло чудище, оно двигалось вверх по реке очень медленно. Потом еще раз своим толстым голосом загудел на весь район, извещая, дескать, встречайте, я плыву к вам добрые люди. Да люди шли встречать чудище-красотище, в пору весеннего половодья, течение сильное, пароход пыхтел, но не сдавался, наоборот нам показалось, что он улыбается. Он был чистый, красивый, такого красавца мы видели первый раз в жизни. Этот теплый весенний день сам по себе превратился в демонстративный праздник встречи, да этот год был годом встречи»

 

И еще один свидетель былого – учительница бывшего села Мелеуз Гульсем Абдрахмановна Асфандиярова-Или­станова (1902-1978). Она была дочерью учителя татарской мужской школы в Мелеузе Абдрахмана Асфандиярова, в 1914 году в селе был организован татарский любительский театр под руководством Газиза Альмухаметова, где Гульсем была одной из активных участниц театра. После окончания педагогических курсов учителей в Оренбурге, она вернулась на родину преподавать в школах Мелеуза. Со свойственной учителям точностью и знаниями она описала обстановку первых лет ХХ столетия в Мелеузе. В её воспоминаниях мы находим имена первых интеллигентов – русских, татар, чувашей, которые все как один самоотверженно направляли свои возможности на развитие в селе культуры и народного образования. Гульсем Абдрахмановна описала также народные обычаи и обряды, которых сейчас не увидишь в жизни.

Учителя татарской школы и участницы любительского татарского театра, Асфандиярова Г.А. (в центре), фото 1916 года. МИКМ ОФ 438/2
 
Учителя татарской школы и участницы любительского татарского театра, Асфандиярова Г.А. (в центре), фото 1916 года. МИКМ ОФ 438/2
Из воспоминаний Асфандияровой Г.А.: «Село Мелеуз, по словам старожилов, основано при Екатерине второй до Пугачевского восстания 1773-74 г. Село сначала являлось небольшим кордоном для малочисленного войска, а затем стало своего рода воротами между Азией и Уралом с целью развития торговли. С севера на юг тянулась большая дорога, широкая обложенная камнем, с березовой аллеей. Эта аллея была посажена прадедами разных народностей. Башкиры называли их «Эби патша каеннары» т е. березы бабушки царицы, потому что они высажены, были у дороги, что бы не заблудились ямщики, по приказу Екатерины второй. «Их наши прадеды таскали на своих плечах издали, ухаживали за ними и вырастили их» - говорили башкиры. Эта березовая аллея, из деревьев по два ряда, как маяки охраняющие дорогу, тянулась от Стерлитамака до села Дедово (Октябрьск) Оренбургской губернии»
Воспоминание Асфандияровой Г.А. (рукопись) МИКМ ОФ 191
 
Первые летописцы- патриоты, изображение №7
 
Первые летописцы- патриоты, изображение №8
 
Первые летописцы- патриоты, изображение №9
 
Первые летописцы- патриоты, изображение №10
 
Первые летописцы- патриоты, изображение №11
Воспоминание Асфандияровой Г.А. (рукопись) МИКМ ОФ 191

 

Автор: Светлана Семендяева научный сотрудник Мелеузовского музея.

Использованная литература:

  1. Статья «Вспомнишь и лица, давно позабытые..» Путь Октября от 07.11.1992г
  2. Статья «Две вещи – две истории» Ф.Азнаева. Путь Октября от 03.02.1994г
  3. Статья «Экспонат вечности» Ф.Азнаева. Путь Октября от 01.03.1994г
  4. Статья «Дом, где остановилось время» Л.Габдуллина. Путь Октября от 11.08.1994г
  5. Статья «Связующее звено между прошлым и будущим» Ф.Азнаева. Путь Октября от 18.05.1999г
  6. Серия «Экспонаты рассказывают» Зверева Л.В. (2010-2014)
  7. Статья «История краеведения в Мелеузе» Ф.Азнаева (фонд МИКМ)
  8. Статья «История музея в здании» Ф.Азнаева (фонд МИКМ)
  9. Экспонаты Мелеузовского музея: основной и научно-вспомогательные фонды.

Выражаю благодарность за помощь в составление серии статей и за предоставленную информацию по фондам МАУКИ МИКМ, хранителю музея Ноздряниной Л.В.

 

#Мелеузовскийрайон
#МелеузМузей